Надо избегать упрощений, вроде тех, которые допускает известный западный историк и теоретик кино. Кракауэр, когда, опираясь на методологию франкфуртской социологической школы, он рассматривает кино как выражение распыленного, сознания «толпы одиночек» современного капиталистического города. В противоположную крайность впадает И. И. Иоффе, автор первого в советской искусствоведческой литературе фундаментального комплексного исследования «Синтетическое изучение искусств и звуковое кино». Согласно его концепции, кино – это «вершинное искусство социалистической художественной культуры». Подобно тому как вся история человеческого общества была лишь предысторией общества социалистического, так и все ранее существовавшие искусства были, согласно И. И. Иоффе, подготовкой нового «диалектно-материалистического мышления», получающего свое наиболее адекватное художественное выражение в искусстве звукового кино. Если принять такую теорию, то пришлось бы на современном этапе рассматривать все искусства, кроме кино, как пережиточные формы художественной культуры. Этот «киноцентризм» И. И. Иоффе сильно вредит убедительности его концепции, хотя его книга содержит много ценных конкретных наблюдений и выводов.

Франция представляется нам особенно благоприятным полем для исследования в связи с очерченными выше задачами. Париж в XIX в. был признанный центром европейской культуры: все новейшие веяния исходили оттуда или же устремлялись туда, чтобы там получить мировое признание. И хотя аппарат для проекции на экран движущихся изображений изобретался параллельно в нескольких странах, вряд ли можно считать случайностью, что именно Франция стала родиной кинематографа.