Духовные ориентиры у каждого из режиссеров «Ионой волны» эти поиски шли по-разному, были некие общие доминанты мироощущения и стиля.

Детальное изображение материального, вещного мира приобретает особый смысл, весьма далекий от того, что имело место, скажем, в произведениях итальянского неореализма, где весомость простых вещей служила залогом истинности человеческих отношений. У Трюффо вещи порабощают людей. но приказу озлобленного учителя Антуан (горой фильма «400 ударов») должен снова и снова переписывать фразу: «Я оскорбил недостойной надписью стену класса». Эпизоды с пишущей машинкой наглядно показывают, как властвует над героем механический предмет (Антуан хотел украсть машинку и распорядиться ею но своему усмотрению, но сам попал в рабство и вынужден таскать свою добычу с места на место до полного изнеможения). Невезение, преследующее Антуана, выражает внутренний разлад героя с прозой жизни. Его наивные попытки внести в окружающий мир элементы романтики ведут к смехотворным и плачевным результатам. Антуан в фильме Трюффо – не просто персонаж, он лирический герой, выразитель авторского отношения к миру. Нс случайно его история перекликается с биографией самого режиссера. Когда Антуан. вырвавшись из-под назойливой и равнодушной опеки учителей и родителей, фланирует но улицам, его сопровождает легкая и немного грустная мелодия, а документально снятый ручной камерой Париж окружает его пленительной и светлой атмосферой. но эти радостные мгновения омрачены сознанием их кратковременности и «незаконности». но сюжетной ситуации речь идет о самочувствии школьника, прогуливающего уроки, но образной сути – о мимолетности и хрупкости человеческого счастья.