Применяясь к своим зрителям и своим персонажам, драматурги-профессионалы постепенно преобразуют ренессансную театральную систему в канон „хорошо сделанной пьесы”». Новая драма выступила не только против буржуазного ремесленного тоатра, но-и противопоставила свои искания всей театральной системе: на место противоборства индивидуальных устремлений выдвигалось столкновение героя с безличными силами жизненного уклада, его взаимоотношения со средой. В соответствии с новым пониманием драматургического конфликта происходила глубокая перестройка всей театральной системы. В этой связи говорит о «новой повествовательной трактовке театрального сюжета и театрального времени». Соответственно на сцене возрастало значение правдиво воссозданного быта, жизненной обстановки, среды – такой, во всяком случае, была первая фаза художественных преобразований.

Разрабатывая теорию натурализма, Золя подчеркивал ого связь с наукой, и в особенности с достижениями естествознания. Отсюда брало начало представление Золя о писателе как об ученом, а о его творческом методе – как методе экспериментальном. В пылу полемики он готов был стереть грань между научным познанием и художественным творчеством. Однако в другие моменты с не меньшей убежденностью он настаивал на глубинных связях натурализма с давними традициями французской художественной культуры. Золя выступил как последовательный продолжатель реалистической линии, которому суждено было защищать эту до конца в условиях коренной ломки всей художественной системы европейского искусства.

Эстетические идеи Золя формировались, с одной стороны, в непосредственном контакте с естественнонаучными представлениями того времени, а с другой – под сильнейшим воздействием нового направления в живописи, позднее получившего название «импрессионизм».